Запись и информация

+7 (917) 540-24-06

+7 (916) 992-70-43

г. Мытищи, Комарова 4, пом.4

Первое знакомство с балетом и его основами

Содержание:

Введение

 Балетная школа

Балетный класс

Одежда

Словарь

Основные позиции и  позы

 

… В сфере балета есть три составляющих, вначале они привлекают, затем околдовывают и, наконец, окончательно пленяют. Прежде всего - полнейшее удовольствие, которое доставляет движение под музыку; затем очарование его интерпретации, и последнее, но не менее важное, - соблазн особого воображаемого мира - сцены. Но есть ещё один дар  для изучающих балет. Танцевать весьма полезно для Вас. Занятия укрепляют здоровье, способствуют физическому развитию, учат держать себя и управлять своим телом, положительно влияют на развитие интеллекта, приучают к дисциплине на всю жизнь.

Для  учеников, важно следовать указаниям учителя. Экзамены так же важны. Весьма полезно, чтобы кто-то помимо вашего учителя, оценивал ваши достижения; и помните, что экзаменаторы с репутацией национальных и мировых звёзд оценят ваши результаты по достоинству.

Некоторые из Вас захотят продолжить учёбу или стать экзаменаторами. Другие пожелают выступать на сцене или, может быть, предпочтут остаться зрителями. Тем не менее, этот восхитительный сайт окажется полезным для всех, возможно, даже ваши учителя, углубившись в него, освежат свою память.

Балетная школа

Когда Антуанетт Сибли, президент Королевской академии танца, впервые вошла в балетный класс, она была счастлива не только потому, что ее семья эвакуировалась из Лондона в Шрусбери, избежав ужасов Второй мировой войны, но и потому, что там находилась школа Коун-Рипман. В этой знаменитой школе преподавали не только балет, но и современный театральный танец, народный танец и чечетку — все важнейшие элементы подготовки любого танцовщика. Когда война закончилась, Антуанетт Сибли переехала из Коун-Рипмана в Тринг Парк, где находилась школа, ставшая впоследствии известной как Школа художественного образования. Затем, в возрасте десяти лет, она была принята в Королевскую балетную школу.

Нигде так не требуется удача, как при выборе школы и учителя. Плохое преподавание в худшем случае может нанести реальный физический вред, а в лучшем — молодой, способный танцовщик заскучает и захочет все бросить. Печально, что даже сейчас, после стольких лет практических занятий, все еще есть учителя, которые игнорируют мальчиков или слишком рано позволяют девочкам танцевать на пуантах, калеча их стопу.

Если вы хотите удостовериться в достойной репутации танцевальной школы, следует обзавестись справочником дипломированных преподавателей одной из самых крупных учебных и экспертных организаций, таких как Королевская академия танца или Императорское общество обучения танцу. В этих буклетах перечислены все преподаватели с указанием их опыта и квалификации, причем их уровень и высокие достижения регулярно проверяются компетентными организациями, что дает вам дополнительные преимущества. Тем не менее,  весьма полезно проявить предусмотрительность, осмотреть класс и удостовериться, что данная школа вам подходит. Школы с самой лучшей репутацией будут рады помочь вам выбрать класс должного уровня и возрастной группы, может быть, вам даже представится возможность увидеть школьные представления и демонстрации, чтобы оценить в целом уровень подготовки, а также общий облик учеников. Важно, чтобы они выглядели счастливыми и раскованными во время выступления. Другим источником полезной информации являются такие журналы, как The dancing Times (Великобритания), Dance Magazine (США) и Dance Australia (Австралия), — или, конечно же, справочник «Желтые страницы»!

Если у вас будет возможность посетить класс, обратите внимание на помещение, а также на уровень преподавания. Существенно, чтобы в студии был хороший нескользкий пол, много света и простора. Число учеников в классе в идеальном случае должно составлять от 15 до 20. Если учеников слишком много, им не хватит места для движения, и их шансы получить свою долю внимания от учителя значительно снизятся.

Деловые качества и внешний вид учителя важны не меньше, чем внешний вид учеников. Проследите особо, сколько внимания получает каждый ребенок и насколько участливо делаются замечания. Очень многие учителя задают па или enchainement, а затем сидят сзади и наблюдают. Избыток замечаний может плохо сказаться в первые годы обучения, когда ученики больше танцуют ради удовольствия, закладываются основы выносливости и ритмические качества, но со временем особую важность приобретают посадка головы, постановка корпуса и выворотность стопы, которые должны быть под постоянным контролем учителя.

В течение многих лет балетные классы сопровождались совершенно не вдохновляющей музыкой. Сегодня учителя с гораздо большим удовольствием используют музыку в правильном темпе, которая позволяет детям выразить себя и получить наслаждение от танца. Музыкальное восприятие должно стать частью обучения, занятия в классе не следует ограничивать: музыкой в определенном темпе. Живая музыка, несомненно, лучше, но могут возникнуть сложности с ее аранжировкой. Ведущие пианисты и учителя сделали много записей хорошего качества специально для балетных классов.

Выбирая школу, бывает довольно сложно определить точно, сколько за нее следует платить. Как при любых покупках, самое дорогое — не обязательно лучшее, а самое дешевое — не всегда самое худшее. Дополнительные затраты иногда уходят на ненужные приспособления, в то время как в недорогих школах могут преподавать наиболее талантливые учителя.

 

Балетный класс

Будучи совсем маленькой девочкой, Марго Фонтейн однажды увидела плакат с изображением балерины и спросила свою мать, кто это. «Это Павлова, самая великая танцовщица в мире», — ответила ей мать. «Тогда я стану второй великой», — ответила Марго.

Подобная уверенность требуется всем танцовщицам, хотя не каждая сможет стать Абсолютной Прима-Балериной. Несмотря на то, что многие из них знают: им никогда не добраться до вершин мастерства, — они чувствуют, что достигли цели своей жизни через танец. Балет изнуряет и требует много времени, но он увлекает и позволяет творить, многие танцовщики посвящают себя полностью своей профессии. Она заполняет для них весь мир.

Жизнь профессионального танцовщика требует огромной самодисциплины, для вас важно как можно раньше научиться быть независимым. Например, постарайтесь сами следить за своей одеждой для занятий, чтобы быть уверенным, что она всегда чистая и в хорошем состоянии, не давайте никому заниматься ею. Позволяйте себе расслабиться на короткие моменты и приводите свой разум в правильные рамки перед началом класса. Все это будет способствовать укреплению вашей уверенности и самоутверждению.

Когда класс начнется, внимательно слушайте и старайтесь сконцентрироваться на всем, что вас попросят сделать. Первые занятия балетом могут показаться трудными, многие на первый взгляд простые движения требуется повторять очень часто, чтобы выполнять их правильно. Хороший учитель знает, как привлечь интерес, время от времени меняя программные па и позволяя расслабиться, а иногда и повеселиться.

Ваш учитель находится рядом, чтобы руководить и помогать в трудные моменты, но существует много способов помочь самому себе. Например, старайтесь не разговаривать с соседями, чтобы не пропустить то важное, что скажет учитель, а также не помешать сконцентрироваться другим. Время от времени учитель будет поправлять ваши движения. Постарайтесь понять, почему он это делает, и всеми силами добивайтесь правильного результата. Обращайте внимание на замечания другим ученикам, потому что они могут пригодиться вам тоже!

Нет лучшего способа научиться танцевать, чем работать рядом с теми, чей пример в равной степени интересен и побуждает к успеху. Обучаясь таким образом, вы можете оценить свои собственные успехи и сравнить себя с другими. Если у вас есть особые недостатки, нуждающиеся в коррекции, учитель может прийти к выводу, что вам необходимы индивидуальные уроки. Хотя в целом занятия в классе лучше, индивидуальные уроки позволяют сконцентрироваться как на недостатках, так и на ваших достижениях — другими словами, сравнить ваши слабые и сильные качества, из-за чего вы можете ощутить оптимизм в отношении шансов на успех. Хотя балетный класс требует огромных усилий, он должен доставлять радость и иногда позволять заглянуть вперед. Получить наибольшее удовольствие вам позволит интересный музыкальный аккомпанемент. Слушайте музыку, и под ее воздействием вы сможете выразить себя в движении. В конце концов, танец — это искусство.

Иногда вам может показаться, что ваше развитие идет недостаточно быстро, но наберитесь терпения и верьте своему учителю. Многолетний опыт подскажет ему или ей, как следить за вашим развитием и выбрать правильный темп. Слишком большие нагрузки в слишком раннем возрасте порой более опасны, чем легкое их сдерживание.

Вы обязательно ощутите небольшой дискомфорт в балетном классе, но не пытайтесь слишком пересиливать себя: при самом внимательном руководстве возможны несчастные случаи. Если вы испытываете настоящую боль, скажите об этом учителю и последуйте его совету.

Дисциплинированная работа поможет добиться многого не только в танцах; она облегчит учебу в других областях и в целом подготовит вас к будущей жизни. Спросите любого из профессиональных танцоров, он или она расскажут вам, что хорошая концентрация и чувство самодисциплины — абсолютно необходимые качества, если вы намереваетесь заниматься танцами всерьез. Тем не менее,  старайтесь получить удовольствие!

Одежда

Подобно многим другим профессиям, балет имеет свою униформу. Совсем юные танцовщики, которые делают свои первые шаги и учатся овладевать движениями, должны носить удобную, почти повседневную одежду: девочки — длинные юбки, мальчики — шорты. Для занятий они могут обойтись и без них, ограничившись лишь плотно прилегающим трико и колготками (или носками), которые дают необходимую свободу движений. Трико, изобретенные во Франции сто лет назад монсеньером Леотардом, с тех пор приняты как тренировочный костюм для танцовщиков.

Где приобрести туфли и как подобрать размер

 В некоторых обычных обувных магазинах продаются балетные туфли, но лучше отправиться за покупкой в специальный магазин для танцоров. Поскольку балетные туфли должны прилегать к ноге как вторая кожа, важно, чтобы они соответствовали точно, и еще раз напомним: здесь также непозволительны никакие приобретения на вырост. Туфли для девочек, изготовленные из атласа или кожи козленка, крепятся с помощью эластичных, атласных или нейлоновых лент. Туфли для мальчиков из кожи козленка или парусины укрепляются узкими резинками, которые не должны быть слишком тугими. На иллюстрации ниже показано,

Добрые родственники часто стараются приобрести балетные туфли, особенно атласные, в качестве подарка, но было бы гораздо лучше, если бы они взамен подарили деньги. Подбор туфель требует советов эксперта, и ошибки, сделанные ранее, могут вызвать проблемы в будущем. Это станет особенно важно, когда девочки приступят к изучению движений на пуантах, приблизительно в возрасте 11 лет. Выбор правильных туфель с пуантами может быть особенно трудным делом, придется посетить не одного изготовителя специальной обуви. Может потребоваться изготовить туфли на заказ. Стоимость такой услуги не столь велика, как вы можете подумать, в то время как при массовом производстве пуантов учитываются только широко распространенные формы и размеры стопы.

Также неблагоразумно носить поношенные туфли с целью сэкономить на балетных тренировках, в школах можно организовать распродажи подержанной формы в хорошем состоянии. Конечно, можно самой себе сшить простую юбку, а если вам нравится вязать, то и этому найдется применение — вы можете изготовить собственными руками теплые гетры!

Поскольку происхождение театрального характерного танца имеет фольклорные корни, для занятий им потребуются специальные туфли — более тяжелые и с каблуками. Хотя эти туфли более сродни обычной уличной обуви, они также должны очень точно соответствовать вашей стопе, иначе она будет казаться грубой и неуклюжей во время танца. Девочкам для характерного танца также потребуется юбка из плотной хлопчатобумажной ткани. Покрой солнце-клеш придает большую свободу движениям и лучше подчеркивает достоинства фигуры, чем юбка со складками. Юбка должна иметь пояс и достигать приблизительно середины икры, хотя у некоторых девочек она может быть несколько короче или длиннее, чтобы сохранить в целом пропорции тела. Вдоль подола можно нашить несколько ярких лент.

Общие рекомендации

 В каждом магазине балетной одежды сейчас продается фантастическое разнообразие яркой одежды для танцев, полосатых теплых гетр и пестрых трико. При всей их привлекательности они не для юных учеников. В такой одежде танцевальный класс превращается в шоу, а гетры скрывают плохую выворотность стопы от глаз учителя!

К счастью, в большинстве школ следуя указаниям проверяющих организаций,   настаивают на простой основной униформе, хотя и здесь сегодня допускается гораздо больше разнообразия, чем в недавнем прошлом.

Танцор всегда должен быть одет великолепно и выглядеть ухоженным. Это одна из форм самодисциплины, которая ходит рука об руку с балетной подготовкой и свидетельствует о серьезности подхода к учебе. Прежде всего,  следует запомнить, что туфли должны быть аккуратными и чистыми, трико должно точно соответствовать размеру и быть удобным.

Мальчики должны носить короткие прически. Девочки должны выбирать аккуратные прически из длинных волос, сколотых сзади, преимущественно в пучок, чтобы подчеркнуть красивую линию головы и шеи. Длинные челки следует закалывать назад, чтобы открыть лицо, во время класса не следует носить никакие украшения: они отвлекают внимание учителя, а если отлетят, то могут представлять даже опасность для других учеников.

Кладите каждую неделю в свою сумку следующие принадлежности:

 1) чистое трико;

 2) чистые носки или колготки;

 3) чистые туфли;

 4) все, что необходимо для создания аккуратной и гладкой прически;

 5) любые приспособления, необходимые для класса или для характерного танца.

Основные позиции и позы

Ports de Bras

Последовательное движение рук через те или иные позиции называется port de bras. Это буквально переводится как «постановка рук», а вам предлагается как способ грациозного и экспрессивного движения рук в гармонии с остальными частями тела во время танца. Вы найдете экзерсисы ports de bras в каждом классе, начиная с подготовительного (смотрите далее). Они специально предназначены для тренировки движений рук в различных позициях и формах, а в старших классах включают использование ног и корпуса.

Позиция рук, с которой начинаются все другие позиции, называется bras bas. По-русски это означает «руки вниз», позиция также служит для отдыха рук между упражнениями.

1-я позиция

Это вход во все другие позиции. Ваши руки почти всегда проходят через 1-ю позицию, выполняя любую другую позицию.

• Плечи опущены.

 • Поддерживайте локти.

 • Обратите ладони рук к себе.

2-я позиция

 В этой позиции руки слегка наклонены от плеч до запястий — достаточно, чтобы позволить маленькой капле воды медленно скатиться струйкой вниз по руке.

• Держите плечи опущенными.

 • Слегка согните кисти в центральной части ладоней, обращенных вперед.

 • Поддерживайте локти.

3-я позиция

Одна рука расположена в 1-й позиции, другая — во 2-й позиции.

• Не перекрещивайте рукой корпус спереди.

 • Все пункты выполняются соответственно 1-й и 2-й позициям.

4-я позиция

Одна рука расположена во 2-й позиции, вторая поднята вверх, слегка выше головы.

• Не забывайте про плечи!

 • Проверьте свою осанку — нет ли где-нибудь прогиба?

5-я позиция

Обе руки подняты вверх,

 кисти немного выше головы.

• Держите плечи опущенными: они будут стремиться подняться за руками.

 • Разверните ладони к себе, а не к аудитории.

Позиции ног

Разворот стоп в любой позиции будет зависеть от того, насколько вы сможете развернуть бедро в сторону в тазобедренном суставе, так чтобы колено было обращено в ту же сторону, что и стопа (тазобедренный сустав расположен в том месте, где нога соединяется с телом). Никогда не выводите ногу вслед за коленом: это, хотя и проще, может вызвать проблемы позднее.

1-я позиция

Пятки сдвинуты, носки развернуты в противоположные друг от друга стороны.

2-я позиция

Расстояние между стопами должно равняться приблизительно полутора стопам. Найти правильную позицию вам поможет учитель.

3-я позиция

Пятка одной стопы расположена перед подъемом другой и соприкасается с ней.

4-я позиция, обратная 3-й

Одна нога выдвинута вперед, пятка передней стопы расположена на расстоянии приблизительно равном маленькому шагу перед подъемом задней стопы (т. е. противоположна 3-й позиции). Вес распределен поровну между стопами.

4-я позиция, обратная 5-й

 Нога выдвинута вперед, ее пятка расположена перед пальцами задней стопы (т. е. противоположна 5-й позиции). Распределение веса и расстояние между стопами такое же, как в 4-й позиции, противоположной 3-й позиции.

5-я позиция

Пятка одной стопы соприкасается с пальцами другой. Величина разворота будет зависеть, как всегда, от ваших возможностей, но запомните: ее можно увеличить путем тренировок.

В заключение,  хотим напомнить, что танцор должен всегда думать о своей стойке: у него ничего не будет получаться, если он не вытянет корпус вертикально, не распределит вес между стопами, а позвоночник (столб из позвонков, который сгибает и разгибает спину) будет прогнутым или выгнутым. Для выработки правильной осанки требуется много времени; хотя в описаниях упражнений об этом не упоминается, вы должны думать о ней постоянно во время класса или самостоятельных тренировок.

Словарь

a la seconde — во вторую позицию, a terre — на земле.

adage — часть класса, в которой сочетаются медленные, плавные, сдержанные движения, развивающие грацию, красоту и равновесие, allegro — часть класса, в которой малые и большие позы и па с продвижением выполняются с различной скоростью и в разных ритмах.

arabesque — позиция, в которой танцовщик балансирует на одной ноге, в то время как вторая вытянута назад, arriere (en) — назад.

assemble — соединенные или собранные вместе.

avant (en) — вперед.

balance — balancer означает «раскачивать» или «покачиваться».

barre — станок, за который вы держитесь

 в первой половине класса (с первого класса

 и далее), помогая себе с помощью опоры

 развивать силу и мастерство.

battement — отведение и приведение ноги

 (в буквальном переводе — «взмахивающее

 движение»).

battement nappe — frappe означает «пораженный» или «чеканный» — удар вытянутым носком по поверхности пола, когда нога выдвигается в открытую позицию, battement glisse — glisse означает скользящее или плавное движение. Стопа достаточно энергично скользит до тех пор, пока пальцы не оторвутся от пола, battement tendu — tendu означает «вытянутый». Нога и стопа отводятся в сторону от тела — пальцы ног остаются на полу, bourree — танец XVIII века, bras bas — руки вниз. Позиция рук, с которой начинаются все другие позиции. Это также позиция для отдыха рук.

changements — прыжки, при исполнении

 которых в воздухе меняется положение ног.

changer — изменить.

chasser — гнаться или догонять.

chasse — настигнутый.

cote — в сторону или боком.

cou-de-pied — голеностопный сустав, croise (en) — скрещивание (направление тела, в котором корпус немного повернут в сторону, а передняя нога расположена скрестно перед другой).

coupe — перенести вес с одной стопы на другую, с прыжком или без него, couper — высекать.

danseur noble — танцовщик с приятной наружностью.

de cote — в сторону или движение вбок, dedans (en) — направленный внутрь, degage — означает «свободный, отдельный, разобщенный». Термин, обозначающий движение ноги и стопы, когда они отделяются или освобождаются из закрытой в открытую позицию a terre.

dehors (en) — направленный наружу.

demi-bras — полупозиция рук. Позиция рук,

 расположенных между 1-й и 2-й позициями,

 ладони немного развернуты вверх.

demi-plie — полуприседание.

demi-pointe — полупальцы, стоять на согнутой стопе.

demi-seconde — полувторая. Позиция рук, расположенных между 2-й позицией и bras bas. derriere — за, позади, devant — впереди.

developpe — раскрытый, развернутый. Поза в классическом танце.

 

ecartee (en) — отделенный, или отброшенный. Одна нога отведена во 2-ю позицию, корпус немного повернут в сторону от аудитории, голова повернута через переднее плечо, echapper — ускользать, echappe saute — прыжок, в самой верхней точке которого стопы отходят одна от другой и приземляются в открытой позиции, en arriere — назад, en avant — вперед.

en croise — скрещенный. Одна часть корпуса

 повернута в сторону от фронтальной плоскости, нога, ближняя к аудитории, скрещена спереди с другой.

en croix — в форме креста.

en dedans — направленный внутрь.

en ecarte — смотрите ecarte выше, en face — обращенный прямо вперед, en fondu — растаявший, растопленный, расплавленный.

enchatnement — enchainer означает «связывать», a enchafnement, соответственно, два или более па, связанных вместе и выполняемых под музыку, en l'air — в воздухе.

en ouvert — открытый или направленный к открытой позиции.

face (en) — лицом к чему-либо.

fondu (en) — тающий, легкое сгибание ноги с

 приседанием на другой ноге.

frappe — пораженный, чеканный.

fouette — взбитый.

fouetter — стегать, хлестать.

galop — па с продвижением, выполняемый в сторону, вперед или вокруг комнаты, glissade — скользящий шаг, который служит подготовкой или связующим звеном для других па.

glisse — скользящий.

grand, -е — больш I ой, -ая.

grand battement — движение, выполняемое у

 Ьште, а позднее на середине, в котором нога

 выбрасывается от бедренного сустава в воздух вверх.

grand plie — большое приседание (сгибание коленей в plie до тех пор, пока бедра не примут горизонтальное положение).

jeter — бросать.

l'air (en) — в воздухе.

oblique (линия в арабеске) — наклонная линия, ouvert (en) — открытый.

pas — па, шаг.

pas de basque — баскский шаг.

pas de bourree — па из танца XVIII века bourree.

pas de chat — «кошачий шаг».

passe — пересеченный.

passer — проходить.

petit — маленький, небольшой.

petits jetes — маленькие прыжки с одной ноги на другую.

pirouette — пируэт, поворот или вращение на одной ноге.

pirouette en dedans — pirouette, выполняемый внутрь.

pirouette en dehors — pirouette, выполняемый наружу.

pirouette position — позиция, в которой выполняется поворот, plie — приседание, сгибание коленей, plier — приседать.

pointe, demi — стоять на полупальцах или на подушечке стопы.

pointe — пуанты; стоять на кончиках пальцев в специальных туфлях, которые предохраняют стопу.

ports de bras — манера держать руки. Экзерсисы ports de bras на всех уровнях помогут вам научиться выполнять грациозные и выразительные движения руками, poser — шагать в различных направлениях.

releve — поднятый или возвышенный, retire — отведенный. Движение, в котором вы разворачиваете бедро во 2-ю позицию, согнув колено и скользя пальцами в сторону опорной ноги, до того как она достигнет углубления позади колена.

reverence — реверанс или поклон.

ronds de jambe — круговые движения ногой.

rotation — вращение, обычно от бедра.

saute — прыжок, sauter — прыгать.

seconde, a la — во вторую позицию, soubresaut — прыжок с двух стоп на две стопы без смены, со скрещиванием одной ноги перед другой, так что стопа сзади прикрывается стопой впереди.

temps leve — прыгнуть в воздух с одной ноги, tendu — вытянутый, terre (а) — на земле.

tour en l'air — прыжок, при котором вы делаете один или несколько поворотов в воздухе перед приземлением.