Запись и информация

+7 (917) 540-24-06

+7 (916) 992-70-43

г. Мытищи, Комарова 4, пом.4

Головкина С.Н. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ УРОКА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

Содержание:
Значение последовательность экзерсиса
Экзерсис у палки
Экзерсис на середине зала
Adagio
Allegro

Значение последовательность экзерсиса
Обучение классическому танцу начинается с экзерсиса.
В экзерсисе разносторонне развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг и plie; постановка корпуса, рук и головы, координация движений. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, вырабатывается устойчивость; будущий артист балета приучается к правильному распределению тяжести тела на двух и на одной ноге.
Экзерсис начинается у палки, затем, по мере усвоения движений, переносится на середину зала. За упражнениями на середине зала следуют adagio и allegro.Навыки, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной тренировкой, основанной на строгих методических правилах.
Нагрузку в течение урока следует распределять равномерно во всех упражнениях. Если преподаватель находит необходимым увеличить количество повторений какого-либо движения, то следующее упражнение следует сократить, так как всякая физическая перегрузка вредна: она приводит к расслаблению мышечной системы и связок, в результате чего легко повреждаются ноги.
Последовательность экзерсиса не должна быть случайной. В зависимости от степени трудности, следует учитывать полезное и логичное сочетание движений, не соединяя их комбинации только ради рисунка упражнения.
В первом классе в экзерсис у палки и на середине зала исполняется на всей ступне.
Во втором классе в экзерсис у палки вводится подъем на полупальцы, при этом первая половина комбинации исполняется на всей ступне, вторая на полупальцах, позже полностью на полупальцах.
В третьем и последующих классах экзерсис у палки и на середине зала исполняются полностью на полупальцах. Маленькое и большое adagio- также с максимальным применением подъема на полупальцы.
В младших классах рекомендуется подъем на низкие полупальцы, что дает большую возможность сохранять выворотность (еще не достаточно разработанную и закрепленную), за исключением preparation к турам и туров sur le cou-de-pied, исполняемых всегда на высоких полупальцах.
В средних и старших классах экзерсис у палки, на середине зала и adagio можно исполнять на высоких полупальцах, при этом необходимо следить за выворотностью ног, Учащимся с маловыворотными ногами следует ограниченно пользоваться подъемом на высокие полупальцы.
На высоких полупальцах значительно труднее сохранять выворотность опорной ноги, но при трнировке необходимо вводить их, так как ахиллово сухожилие, икроножная, ягодичная и треглавая (бедренная) мышцы активнее включаются в работу; сильнее развивается и укрепляется свод ступни, нога приобретает красивую законченную линию в больших позах, tours, pirouettes, tours chaines и в других движениях

Экзерсис у палки
Первое упражнение - plie во всех позициях.
В этом упражнении участвуют корпус, руки и голова; мышцы и связки ног растягиваются и сокращаются в спокойных медленных движениях. Тело танцовщика подготавливается к более сложным движениям («разогревается»), поэтому рационально начинать урок с приседаний.
Второе упражнение - battements tendus, соединенные с battements jetes,-в котором приобретаются постановка ног, выворотность, активно вводятся в работу все группы малых и больших мышц. Это основные движения, тренирующие и вырабатывающие силу ног.
Battement tendus jetes органически связаны с battements tendus, поэтому исполняются непосредственно за ними. Темп исполнения по сравнению с battements tendus, ускоряется в два раза.
Третье упражнение - ronds de jambe par terre(в средних и старших классах соединяются с большими ronds de jambe jete).
Grand rond de jambe jete- это усложненное продолжение ronds de jambe par terre, исполняемое энергичным броском ноги на 90˚.
Оба эти движения, наиболее эффективные во всем экзерсисе, выполняют общие (но различные по степени сложности) функции, направленные на развитие вращательной подвижности тазобедренного сустава, от которой зависит диапазон выворотности ног.
В заключение комбинаций ronds de jambe исполняются port de bras, подготавливающие корпус и руки для следующих упражнений, где их участие становится шире и активнее, так как движения усложняются, вводятся tours и повороты.
Четвертое упражнение - battements fondues. Это первое движение, в котором опорная нога поднимается на полупальцы, подготавливаясь к дальнейшей, более усиленной работе.
Fondus вырабатывают мягкость приседания и эластичность, необходимые в прыжках. Это движение можно сравнить с растяжением и сдержанным сокращением тугой резиновой ленты.
К battements fondues присоединяются frappes и doubles frappes, которые исполняются резко и энергично. Это приучает мышцы и сухожилия быстро (контрастно) переключаться с мягких, плавных движений на резкие (стакатто).
Пятое упражнение - ronds de jambe en l ̀air, разрабатывающие подвижность коленного сустава и придающие его связкам силу и эластичность
Ronds de jambe en l ̀air- круговые движения ноги в воздухе на высоте 45˚- могут комбинироваться с tours sur le cou-de pied и petits battement sur le cou-de-pied. Здесь также происходит переключение работы мышц и связок. Рекомендуется исполнять ronds de jambe en l ̀air и на 90˚; оно вырабатывает силу бедра и подготавливает ногу к длительной работе (с выворотным бедром) на этой высоте.
Шестое упражнение - petits battement sur le cou-de-pied- вырабатывает быстрое, свободное владение нижней частью ноги (от колена до носка) при выворотном и неподвижном положении верхней части. С battement sur le cou-de-pied можно комбинировать tours и повороты.
Седьмое упражнение - battements developpes. Это самое трудное движение экзерсиса; оно исполняется на 90˚ и выше и требует всесторонней подготовки.
Developpes развивают шаг и силу бедра, что помогает удерживать ногу на предельной высоте.



Developpes подготавливают тело к сложным adagio на середине зала, а также к прыжкам, где сила бедер необходима при толчке от пола мягкого полуприседания после прыжка.
Восьмое упражнение, завершающее экзерсис,- grands battements jete (большие батманы).
Они развивают шаг значительно активнее, чем developpes: большой, энергичный бросок ноги способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий, усиливает работу тазобедренного сустава, что является главным в развитии шага.
Подводя итог экзерсису у палки, мы видим, что каждое упражнение вносит в работу мышц, тазобедренного и коленного суставов новое дополнение: вводится подъем на полупальцы, комбинации становятся более сложными, в ряде движений ускоряется темп (например: ronds de jambe en l ̀air, petit battement sur le cou-de-pied и т. п. сначала исполняются четвертями, затем на восьмые шестнадцатые доли).
Большая нагрузка падает в экзерсисе и на опорную ногу, сильно вытянутую, выворотную и принимающую на себя тяжесть всего тела.
Корпус во всех упражнениях находится в вертикальном и подтянутом положении, за исключением моментов, когда его наклон, перегиба или поворота требует комбинация.
В движениях рук по позициям и в позах вырабатывается мягкость. Постановка рук и закрепление правильной формы происходят главным образом на второй позиции.
Всевозможные наклоны и повороты головы сопровождают все движения экзерсиса, начиная первого упражнения у палки.

Экзерсис на середине зала
Экзерсис на середине зала имеет такое же значение и развитие, как экзерсис у палки. Последовательность его в основном та же. На середине зала он значительно сложнее, так как следует сохранять выворотность ног и равновесие тела (особенно на полупальцах) без помощи палки. Правильное распределение центра тяжести потянутого корпуса на двух и на одной опорной ноге, ровные бедра и в особенности подтянутое и выворотное бедро работающей ноги-основные условия для овладения устойчивостью.
Работая перед зеркалом, не следует сосредотачивать внимание на какой-либо отдельной части тела,- необходимо охватывать взглядом всю фигуру, следя за правильностью формы и положением ног. Но кроме зрительного восприятия должно быть и ощущение всего тела, его собранности и подтянутости.
В первом классе экзерсис на середине класса идет в строго последовательном программном порядке и исполняется полностью. Во втором - в той же последовательности, что и у палки, но с добавлением к plie во всех позициях простейших developpes.
В третьем классе к plie в позициях прибавляются demi rond de jambe developpe и большие позы.
С четвертого класса перед экзерсисом рекомендуется делать несложное по форме adagio (не более восьми тактов по 4/4), соединяя его в комбинации с battements tendus и jetes и заканчивая маленькими tours sur le cou-de-pied.
В средних и старших классах количество упражнений можно сокращать за счет соединения движений. Комбинации становятся сложнее и разнообразнее.
Основными движениями экзерсиса на середине зала, которые должны исполняться ежедневно, можно считать с battements tendus, jetes, fondus и большие battements.
Rond de jambe par terre, rond de jambe en l ̀air и petit battement sur le cou-de-pied могут комбинироваться с основными движениями.

Adagio
Танцевальную фразу, состоящую из различных видов developpe, медленных поворотов в позах (tour lent) , port de bras, всевозможных renverse, grand fouette, tours sur le cou-de-pied и tours в больших позах, принято называть adagio.
Движения adagio изучаются постепенно. В младших классах adagio состоит из простейших форм releve lent на 90˚, developpe, port de bras, исполняемых в медленном темпе и на всей ступне.
В средних классах adagio усложняется поворотами в больших позах; длительной устойчивостью на полупальцах в позах на 90˚, preparation к tours и tours в больших позах; tours sur le cou-de-pied, переходами из позы в позу и т. п. Темп adagio, по сравнению с младшими классами ускоряется
В старших классах понятие adagio приобретает условный характер, так как оно может исполняться не только в умеренном темпе, но и ускоренном и отличается в построении тем, что в него включается больше вращательных движений, tours, renverse, fouette и некоторый прыжки.
Это уже не типичное adagio: ускоренный темп и динамичность приближают его к allegro, подготавливают тело к pas allegro.Значение adagio чрезвычайно велико: оно объединяет ряд движений в одно гармоничное целое, развивает и укрепляет правильную форму движений классического танца.
Если в младших классах adagio вырабатывает устойчивость, навыки свободного владения корпусом (при переходах из позы в позу) и плавные выразительные движения рук, то в старших классах использование в adagio технически трудных движений, исполняемых, как правило, на полупальцах, их сложное и разнообразное сочетание, подводит итог всесторонней технической подготовке.
В мужском сценическом танце, в противоположность женскому, adagio, как танцевальная форма не встречается, но его изучение одинаково необходимо как в женском, так и в мужском классе, потому что оно неразрывно связано с прыжками, в первую очередь с большими, и придает им правильную форму.
Из всех разделов урока adagio включает в себя наибольшее количество разнородных движений и представляет особую трудность для правильного музыкально-хореографического построения. Маленькое adagio строится на музыкальную фразу не менее чем на четыре такта по 4/4 или на восемь и двенадцать тактов. Большое - от двенадцати до шестнадцати тактов. Для построения adagio нужны четкий метр, ритм, темп и соблюдение квадратности.
Сильные движения (tous в больших позах, grand fouette, renverse, tours sur le cou-de-pied и ряд других движений, которые в adagio следует выделить) начинаются на сильные доли такта, на первую или третью четверти четырехдольного размера. При других музыкальных размерах также на сильные доли. Если перечисленные движения падают на слабые доли такта (вторые и четвертые), они нарушают единство музыкально-хореографического построения.
На слабые доли должны падать, главным образом, связующие и вспомогательные движения: pas de bourree, все виды passé и. п.

Allegro
Прыжки самая трудная часть урока. Все, что вырабатывается экзерсисом и adagio, непосредственно, связано с прыжками и во многом способствует их развитию. Но особенное внимание следует уделять самим прыжкам.
Прыжок зависит от силы мускулатуры ног, эластичности и крепости связок ступни и коленей, развитого ахиллова сухожилия, крепости пальцев ног и в особенности силы бедра. Самое же главное - уметь в момент отталкивания от пола с plie сохранить одновременность броска работающей ноги и толчка опорной, подтянуть корпус (что способствует увеличению прыжка), оказать помощь рукам и ощутить собранность всего тела перед прыжком, в момент прыжка и в его заключении на, demi plie.
В первом классе, прежде чем приступить к изучению прыжков, прорабатывается экзерсис, в котором, как говорилось выше, приобретается постановка корпуса, выворотность ног, эластичность приседания и т. д., после чего начинается работа над прыжками.
Лицом к палке проучиваются прыжки на 1,2 и 5 позициях (temps releve). Далее следуют changement de pied, echappe, assemble и jete и т. д. Каждый прыжок изучается лицом к палке не более двух недель, затем он исполняется на середине зала.
Во всех классах первые прыжковые комбинации должны состоять из маленьких прыжков с двух ног на две, подготавливающих ноги к более трудным маленьким прыжкам на одну ногу. Переход от маленьких прыжков к большим должен быть постепенный; несложные большие прыжки комбинируются с маленькими.
Дальше следуют технически трудные большие прыжки: saut basque, cabriole и т. д. (в старших мужских классах они усложняются заносками, двойными поворотами и tours в воздухе). Затем исполняются комбинации из маленьких прыжков с заносками.
Темп прыжковых упражнений устанавливается преподавателем в соответствии с требованиями программы данного класса и, естественно, должен быть различным в младших, средних и старших классах. Все новые программные прыжки разучиваются в медленном темпе; темп ускоряется по мере усвоения движения.
Все темпы, устанавливаемые для прыжковых комбинаций, сохраняются до конца фразы, даже если комбинация состоит из маленьких и больших разнородных прыжков. Музыкальное оформление играет здесь значительную роль, так как музыкальный рисунок должен подчеркивать различный характер прыжков.

 

Софья Николаевна Головкина